snake_d_ha: (Default)
snake_d_ha ([personal profile] snake_d_ha) wrote2021-08-23 01:44 am

Уехавшие

Запись в ФБ Мовчана меня потрясла, просто хочу оставить ее здесь.



Я точно знаю, что на малой выборке невозможно изучать сущность. Я не сомневаюсь, что моя выборка маргинальна до предела. Поэтому у меня не столько есть желание показать факты, сколько – задать вопрос: в чем эта маргинальная выборка ошибается?
Я об «уехавших». Не об олигархах, уехавших от налогов или к яхтам поближе; не о чиновниках, бежавших с наворованным; не о политиках, которым грозила тюрьма за несогласие с Кремлем. Я о тех, обращение к кому в последние годы в России всегда только презрительное: половина презирает их за то, какие они умные, а вторая – за то, какие они глупые; я о интеллигентах.
Да-да, обращений к интеллигентам сегодня встречается два. Либо «катитесь, козлы, из России, которую вы ненавидите, нашлись самые умные, нечего вам на наше счастье с..ать», либо «эти так называемые интеллигенты никак не способны понять, что Россия настоящая не похожа на их розовые измышления, она желает другого». Первое говорят понятно кто. Второе – заклятые враги понятно кого. В этих условиях интеллигенции как анти-мартышке из известного анекдота остается только стоять столбом на месте – ни вправо, ни влево её не зовут (как обычно в российской истории).
Но интеллигенция не стоит – она уезжает (то есть склоняется скорее к мнению понятно кого). Интеллигенция в этом смысле – вещь очень широкая, это не только профессор Лурье или академик Петров.
Я учился в математической школе №444. Дело было очень давно, но всё-таки. Нас тогда еще учили быть пионерами, любить партию и что Леонид Ильич – наше всё. У нас был сильный класс – наша команда выигрывала все матбои. Вся команда – за рубежом. Олег Козловский преподает в Ноттингеме. Сева Власкин – в Австралии. У нас был призер международной олимпиады по химии. В Америке. В Америке же и Саша Бадяев, любитель орнитологии и в будущем (тогдашнем) гордость биофака.
Я учился в МГУ. Мы должны были стать гордостью советской (а со 2 курса – Российской) науки. В итоге многие стали гордостью, но совершенно других мест; кто остался – работают в рекламном агентстве, руководят ремонтом оргтехники, кто остался и в России, и в науке (а таких совсем немного) – выглядят не очень. Серёжа Чернышев – элита 18го интерната – управляет капиталами между Лондоном и Кипром. Миша Шефтер – строит сложные статистические стратегии в Нью-Йорке. Антон Ефанов – наш отличник и умница – уехал как закончил, через год вернулся на месяц – жениться – и уехал обратно в США, с концами.
Я служил в армии в благословенном городе дождей, женщин и воинских частей. Я служил в момент, когда студентов забирали на 2 года. Среди массы самых разных молодых парней (были уголовники, трактористы, никогда не бывавшие даже в райцентре, ребята с окраин, вообще не говорившие по-русски) несколько студентов «нашли друг-друга» - было о чем поговорить кроме обычного армейского дискурса. Никого из них в России нет. Один там же в армии и погиб. Другие - Олег Калганов – в Австралии, врач; Женя Гладилин – профессор в Германии, химик. Юра Липницкий – в Израиле и, кажется, неутомимо строит свои бизнесы развлечений (надо всё-таки встретиться, когда Израиль откроется).
Я работаю 30 лет и все 30 лет наблюдаю исход менеджеров и бизнесменов. В 90е ручеек был тонким – больше по счастливой случайности или замуж. В нулевые в Россию ехало намного больше русскоязычных потомков эмигрантов, чем ехало из России эмигрантов новых. В десятые потомков старых эмигрантов почти всех сдуло обратно, а поток эмигрантов новых стал похож на сход лавины. 99% уезжали не потому, что что-то натворили. 50% уезжали не потому, что были оппозиционерами.
Мы с женой всегда радовались тому, как много у нас друзей. 20 лет назад на мысль об отъезде главный ответ был «ты что, а как же наши друзья?». Потом «ты что, у нас здесь всё еще много друзей». Сегодня у нас в России еще есть две-три семьи друзей; у одних дети уезжают (и с нами советуются), другие сами думают уехать (у детей гражданство США уже есть), но всё не решатся; третьи никуда не поедут, но там особый случай: Таруса, православие, корни – внутренняя эмиграция по полной. Еще одни сдались (слишком стары), но продав бабушкину квартиру отправили ребенка в Канаду – поучилась, вышла замуж, осталась, не приезжает. Наши друзья, наши партнеры по шашлыкам, дням рождения, Новым Годам на нашей даче, поездкам на море, по горю и по радости – в Нью-Йорке, в Бостоне, в Майами, в Тель-Авиве, в Иерусалиме, в Маале-Адумим, в Берлине, во Франкфурте, в Дюссельдорфе, на Кипре, в Таллине, в Риге, в Париже, в Амстердаме, под Барселоной, в Тоскане, в Риме, в Киеве, и конечно в Лондоне, в Лондоне, в Лондоне. Среди них врачи, психотерапевты, биологи, программисты, литераторы, переводчики, финансисты, математики, физики, химики, социологи, банкиры, искусствоведы, художники, конструкторы…
Моя сестра с мужем живет во Франкфурте – она врач. Мои дети живут в Израиле и Великобритании – они врачи и ученые. Брат моей жены со своей женой живут в Париже – он переводчик и поэт, она – социолог, работающий в Сорбонне. Их дети считают Париж родным городом: «Мы Москву не помним».
Я был свидетелем короткой дискуссии (дело было лет 5 назад). Один иностранец (он потом уехал из России) сказал: «The country is bleeding». Оппонент (он не уехал, но много времени проводит у себя на вилле в Северной Италии в перерывах между важной работой в России) парировал: «It’s just pus oozing».
Цель этого поста не в том, чтобы занять позицию, тем более что я уехал. Скорее – я хочу спровоцировать дискуссию: кто из них прав?
И ещё – совсем личное: почему я уехал (помимо эстетических разногласий с властью?).
Да, в России можно травить новичком оппонентов и убивать их из пистолета перед Кремлем; можно сажать бизнесменов чтобы отобрать бизнес; можно осуждать по ложным обвинениям для выполнения плана органами; можно обрекать на смерть больных сирот чтобы насолить «Западу» в ответ на их недовольство убийством юриста, раскрывшего схему преступного похищения денег силовиками; можно фальсифицировать выборы или просто не допускать до них кого угодно, цинично заявляя что «документы не так оформлены»; можно запрещать мирные митинги, избивать и сажать участников; можно врать в статистике так, что уже непонятно, где искать реальность; можно наклеивать статус «иноагента» на всех, кто не согласен получать разнарядки, и требовать, как от евреев в 30е в Германии, чтобы «иноагенты» носили эту наклейку; ученые давно уже нужны только как кандидаты в обвиняемые по уголовным делам о «государственной измене», а реальные научные разработки радостно заменяются мультфильмами, и можно и то и другое. Можно, можно, можно. И в сущности – какая моя печаль? Это же не я – оппозиционер, сирота, владелец активов, лесбиянка, участник митинга, иноагент или физик, занятый гиперзвуком.
Мне вполне комфортно было в Москве и нельзя сказать, что у меня нет ностальгических воспоминаний сейчас (да и по-русски я люблю говорить, как вы, наверное, чувствуете). Я не врач, чтобы уезжать туда, где нормально можно работать в клинике, не ученый, чтобы ехать туда, где современное оборудование, коллеги и возможность достойно получать, не учитель, чтобы бежать от необходимости нести детям злобную и лживую пропаганду, я не отношусь к меньшинствам, чтобы бояться местных шовинистов с покатыми лбами и широкой челюстью, я не страдаю от нищеты и инвалидности, чтобы искать социального государства и инклюзивности, мне всё равно, чей Крым (как всё равно, чья Рязань – я вообще считаю что важен не цвет флага, а как люди живут).
Так почему я уехал? А потому что, если можно всё вышеописанное, значит можно вообще всё. Не бывает безнаказанности а-ля-карт, как не бывает коррупции в меру, мракобесия в рамках разумного или небольшой глупости. А если можно вообще всё, то мои риски ничем не меньше рисков физиков, оппозиционеров, бизнесменов или гомосексуалистов – просто снаряды, которые летят куда бог на душу положит, пока случайно ложатся в стороне. И шансов, что они там так и будут кучно ложиться, очень мало: оппозицию уже почти повывели; СМИ легко повывести за год-два; бизнесменов под посадку при таких темпах хватит лет на 5, не больше, потом останутся либо только неприкасаемые из центра, либо плотно крышуемые на местах; больных сирот всегда будет, но от них никакого гешефта, как впрочем и от физиков – только возня одна, да и их не останется через лет 10 такими темпами; террористов конечно можно всегда назначить, и проще их делать из молодых с горящими глазами, чем из старика-финансиста, но террорист – товар штучный, на всё увеличивающуюся армию силовиков сколько ни создавай, не хватит. Нужны, ох нужны будут новые группы, классы, сословия – чтобы заработать, чтобы улучшить жилищные условия, чтобы оправдать новые штатные единицы, рост окладов и премии, чтобы поддержать у обитателей красной крепости чувство опасности, да просто чтобы позабавиться и поглумиться.
Так вот мой второй вопрос: я не прав? А если прав – почему столько людей этого не понимает?

UPD. Это процитированный из ФБ текст, и далеко не со всеми его положениями я согласен — но с большинством таки согласен.




[identity profile] pavlov-alex.livejournal.com 2021-08-23 07:31 am (UTC)(link)
Боже мой, какой счастливый человек!!! Как мало у него своих проблем, что он легко берёт и живёт чужими (да ещё и выдуманными конечно). По хорошему, надо за него порадоваться, и позавидовать тоже надо.
"Что дэлат будэм, завыдоват будэм..". С другой стороны является ли модель деревенского дурачка социально-приемлимой, для подражания?
А может это и не человек вовсе, а так, идеальный потребитель из книг и рекламы?

З.Ы. в камментах чад кутежа, угар содомии и непременный срач. И я в этом отметился, это было плохо, но очень приятно
Edited 2021-08-23 07:34 (UTC)

[identity profile] ogon-777.livejournal.com 2021-08-23 07:36 am (UTC)(link)
Обычная неполживая пропагандонская агитка русофоба.

[identity profile] blaghsmith.livejournal.com 2021-08-23 07:36 am (UTC)(link)
Ну уехали и уехали. В моем кругу, я не вижу каких-то мега ценных специалистов, уехавших за рубеж. И миграция нормальное явление, едут туда и едут обратно, я 7 лет работал там, но вернулся, потому что увидел здесь больше возможностей для себя, кто-то видит их там, может и я увижу потом и опять уеду. Не стоит из этого делать трагедии.

[identity profile] mihail skotnikov (from livejournal.com) 2021-08-23 07:40 am (UTC)(link)

Автору похуй на Крым и Рязань. Нам похуй на автора и его мысли. Ибо долбоеб.

[identity profile] cambria-1919.livejournal.com 2021-08-23 07:48 am (UTC)(link)
"Зри в корень" — говорил Козьма Прутков.

Собственно, так и было задумано.
50 советников Ельцина зря, что ли, ели свой хлеб?

Доктрина была всем известна и даже вслух объявлена: "Будем экспортировать сырьё, остальное купим".
Под эту лавочку были убиты многие отрасли экономики вообще под нуль (стало быть, и наука). Распилены и проданы, причём какими-то первыми подвернувшимися жуликами.
Разумеется, всё делалось в интересах тех, у кого "всё купим".

Потому специалисты не нужны.
Разнообразные таланты не нужны и не востребованы.
Автор сам перечислил, где смогли найти применение дома его однокашники. Больше нигде не выйдет, потому что ничего другого и нет.

Так что отток мозгов и энергий был плановым. Заранее программируемым. А вы думали, это ваша сложная внутренняя жизнь и ваше выношенное решение?

Политика есть продолжение экономики плюс много-много пустых слов совсем о другом.
Кто покупается на слова, тот проиграл.
Edited 2021-08-23 07:48 (UTC)

[identity profile] poulsam.livejournal.com 2021-08-23 07:54 am (UTC)(link)
Неправ в чем?
Вы не очень акцентировали мысль.
В том что будет хуже?
Будет

[identity profile] parakhod.livejournal.com 2021-08-23 08:17 am (UTC)(link)
Всё правильно.
Говорю как человек, уехавший 10 лет назад.

Ну и да, вы не вспомнили любимый аргумент пусузеров (мне понравилось определение): да кому вы там нужны. По опыту выясняется что там (то есть тут) мы нужны почему-то гораздо больше чем были нужны в бывшем «здесь»

[identity profile] komaxin.livejournal.com 2021-08-23 08:19 am (UTC)(link)
Слава КПСС!
(deleted comment) (Show 4 comments)

[identity profile] daniel-grishin.livejournal.com 2021-08-23 08:23 am (UTC)(link)
Текст можно во многих плоскостях обсуждать, но вот что царапнуло: автор взыскует одновременно и обширных возможностей — и "социального государства и инклюзивности"

Странно, говорили — известный экономист. А , видать, не знает, что в одну телегу впрячь не можно.

[identity profile] g-bruins.livejournal.com 2021-08-23 08:27 am (UTC)(link)
Чета ржу) мовчан, сделавший нехеровый капитал на обслуживании ворья, и сваливший только потому что ему начало жечь жопу и появились осязаемые риски единомоментной потери бабла, на голубом глазу теперь рассуждает о судьбах российской интеллигенции)
Ему там реально походу заняться нехером)

[identity profile] daniel-grishin.livejournal.com 2021-08-23 08:28 am (UTC)(link)

Состоявшиеся в эмиграции персонажи живут делами и интересами своих новых родин... и на их же тематических ресурсах, на тамошних языках зависают.

Как же надо не любить собственную родину, чтобы такое написать?
Каким надо быть русофобом, чтобы так верить что стоит человеку за рубежом состояться, как он и все контакты с родиной прервет? Ну да, конечно, разве нормальный челвоек будет писать на русском?! :)))))

А ведь мнит себя патриотом , небось

[identity profile] tsg.livejournal.com 2021-08-23 08:38 am (UTC)(link)
Ладно, бог с вами. Хотите мнение — наТЕ. В том, что вы все уехали — ничего плохого нет. Проблема в другом, вы все космополиты. Это и не хорошо и не плохо. Прижмет в Израиле — уедете в Канаду. Прижмет в Канаде — велкам ту Юнайтед Стэйт. У вас у всех нет понятия родины. Это не хорошо и не плохо. Вы просто люди, которые ищут, где рыба. То, о чем вам в ваших школах говорили, осталось для вас пустым звуком. О том, что величие Родины — это ваш ежедневный труд. Это работа по строительству дорог за гроши во время Великой Депрессии, это служба во Вьетнаме, это кибуцы, Семидневная война и всё такое прочее, что вы ненавидите на уровне подкорки. Просто вы не созидатели, вам интереснее жить там, где за вас всё уже сделали. И подвиги во имя своего государства — это не ваше. Ваше — это спокойное, обеспеченное существование. Ну как то так.

[identity profile] periti.livejournal.com 2021-08-23 08:47 am (UTC)(link)
Спасибо за текст. Интересно и от души что называется... Спасибо.
Но вы знаете, я уже давно не задаюсь вопросом почему люди уехали. Считаю, что это совершенно нормально взять поехать куда-то поработать, пожить, в общем глупо этого в жизни не попробовать.
Для меня это вообще не вопрос почему я уехал. Просто и естественно все произошло :)
Последнее время меня больше интересует вопрос, почему люди не возвращаются на Родину?
Почему уехав поработать и посмотреть, оседают в другой стране и культуре на всю жизнь?

[identity profile] engurevich.livejournal.com 2021-08-23 08:48 am (UTC)(link)
прошлый век какой-то. вот нету больше тем у "интеллигентов", кроме ГУЛАГа и эмиграции.
Edited 2021-08-23 08:50 (UTC)

[identity profile] arehchu.livejournal.com 2021-08-23 09:02 am (UTC)(link)
Да то что уехали молодцы, надо всегда попробовать. Запад это реклама довольно качественная. Можно подумать там свобода слова и честные выборы))) там просто всем наплевать у них нет времени думать о политике у них кредиты, ипотеки, поиски работы и тд. Поверьте не все доктора там становятся топ-менеджерами, и не все ученые достигают высот, обычно работают как могли бы и здесь, при чем тут гэбня? Кому-то мешают развиваться, открывать бизнесы? У меня есть пару знакомых которые занимаются околонаучной деятельностью и поверьте не плохо живут, один полгода назад бентли купил.

[identity profile] snake-d-ha.livejournal.com 2021-08-23 09:20 am (UTC)(link)
Капец, что вообще происходит?

Вот таки кинешь ссылочку для памяти, заглянешь на следующее утро — а здесь протолкнуться негде.

[identity profile] fantomny.livejournal.com 2021-08-23 09:21 am (UTC)(link)
Все таки — причем тут "жулики" финансисты и интеллигенция?
То, что многие богатые уезжают, хоть из за опасений от нашей фемиды — это понятно.

Но считать себя умом нации на основании того, что ты втюхал кредит под 36% быдлу .... это уж совсем перебор

[identity profile] bobtsymba.livejournal.com 2021-08-23 09:27 am (UTC)(link)
Пост в стиле "Дурак, я здесь живу".

[identity profile] Аркадий Гилев (from livejournal.com) 2021-08-23 09:43 am (UTC)(link)
Господя, какая плотность пропагандонского нарратива. Просто по выбору фраз понятно, что человек реально жил в "малом народе", в котором таки реально нет ни ученых, ни врачей, ни бизнесменов, ни учителей, а только клиентелла. Ранее — при КПСС, потом — при всяком ворье из девяностых, потом — при одной из башен, (вар) при грантах всяких западных фондов или недоравноудаленных олигархов.



Что до "великого экономиста" — это, как я понимаю, тот Мовчан, который предлагал "вкладывать деньги российской пенсионной накопительной системы в абсолютно надежные западные акции"? По вашей же ссылочке была статья из Карнеги-центра, по-моему.

При этом я понимаю, почему вам текст близок. Потому что вот этот поток про "все развалилось-задавлено-уничтожено" реально намного больше подходит родная вам Украина под управлением, кстати, именно таких вот Мовчанов. Сравните, допустим, РЖД и Укрзализницу, которой управляет "украинский Навальный" Лещенко.
Edited 2021-08-23 09:44 (UTC)

[identity profile] amentus.livejournal.com 2021-08-23 09:44 am (UTC)(link)
да...кому какое дело, почему вся ваша кодла медалистов — "уехала"? кто-то это заметил? серьезно?
не набивайте себе цену, тем более намеками на "эстетические разногласия с властью" Или — с ТОЙ властью у вас не было разногласий?! ага! И ТА власть была — ВАС НЕДОСТОЙНА, потому и сквозанули.
Здешние классы и сословия — уже не ваша печаль.

[identity profile] goblin-68.livejournal.com 2021-08-23 09:45 am (UTC)(link)
Я б тоже съебался, да куда от семьи-то)))

[identity profile] tony60gr.livejournal.com 2021-08-23 09:55 am (UTC)(link)
Ну с гражданством-то США, Израиля или развитой европейской страны можно и на Родину-матку вернуться пожыть. Да порассуждать о том, как там все гниет и разлагается и как тут, на родине, вольно дышытся среди аналоговнетных березок) А в случае чего — всегда можно дернуть)

[identity profile] craftwr.livejournal.com 2021-08-23 10:20 am (UTC)(link)
Злобно-лживая запись в рукопожатном Фейсбуке.
Это все, что нужно знать о написавшем.

[identity profile] nalivai-ko.livejournal.com 2021-08-23 10:26 am (UTC)(link)
"Да, в России можно травить новичком оппонентов и убивать их из пистолета перед Кремлем"
Зачем было такое длинное предисловие? После этого высера , остальное говноизвержение читать уже бесполезно.
Иди с Богом, болезный.
УЕХАЛ, так целуй ботинки неграм молча.

Page 4 of 6