snake_d_ha: (Default)
snake_d_ha ([personal profile] snake_d_ha) wrote2021-08-23 01:44 am

Уехавшие

Запись в ФБ Мовчана меня потрясла, просто хочу оставить ее здесь.



Я точно знаю, что на малой выборке невозможно изучать сущность. Я не сомневаюсь, что моя выборка маргинальна до предела. Поэтому у меня не столько есть желание показать факты, сколько – задать вопрос: в чем эта маргинальная выборка ошибается?
Я об «уехавших». Не об олигархах, уехавших от налогов или к яхтам поближе; не о чиновниках, бежавших с наворованным; не о политиках, которым грозила тюрьма за несогласие с Кремлем. Я о тех, обращение к кому в последние годы в России всегда только презрительное: половина презирает их за то, какие они умные, а вторая – за то, какие они глупые; я о интеллигентах.
Да-да, обращений к интеллигентам сегодня встречается два. Либо «катитесь, козлы, из России, которую вы ненавидите, нашлись самые умные, нечего вам на наше счастье с..ать», либо «эти так называемые интеллигенты никак не способны понять, что Россия настоящая не похожа на их розовые измышления, она желает другого». Первое говорят понятно кто. Второе – заклятые враги понятно кого. В этих условиях интеллигенции как анти-мартышке из известного анекдота остается только стоять столбом на месте – ни вправо, ни влево её не зовут (как обычно в российской истории).
Но интеллигенция не стоит – она уезжает (то есть склоняется скорее к мнению понятно кого). Интеллигенция в этом смысле – вещь очень широкая, это не только профессор Лурье или академик Петров.
Я учился в математической школе №444. Дело было очень давно, но всё-таки. Нас тогда еще учили быть пионерами, любить партию и что Леонид Ильич – наше всё. У нас был сильный класс – наша команда выигрывала все матбои. Вся команда – за рубежом. Олег Козловский преподает в Ноттингеме. Сева Власкин – в Австралии. У нас был призер международной олимпиады по химии. В Америке. В Америке же и Саша Бадяев, любитель орнитологии и в будущем (тогдашнем) гордость биофака.
Я учился в МГУ. Мы должны были стать гордостью советской (а со 2 курса – Российской) науки. В итоге многие стали гордостью, но совершенно других мест; кто остался – работают в рекламном агентстве, руководят ремонтом оргтехники, кто остался и в России, и в науке (а таких совсем немного) – выглядят не очень. Серёжа Чернышев – элита 18го интерната – управляет капиталами между Лондоном и Кипром. Миша Шефтер – строит сложные статистические стратегии в Нью-Йорке. Антон Ефанов – наш отличник и умница – уехал как закончил, через год вернулся на месяц – жениться – и уехал обратно в США, с концами.
Я служил в армии в благословенном городе дождей, женщин и воинских частей. Я служил в момент, когда студентов забирали на 2 года. Среди массы самых разных молодых парней (были уголовники, трактористы, никогда не бывавшие даже в райцентре, ребята с окраин, вообще не говорившие по-русски) несколько студентов «нашли друг-друга» - было о чем поговорить кроме обычного армейского дискурса. Никого из них в России нет. Один там же в армии и погиб. Другие - Олег Калганов – в Австралии, врач; Женя Гладилин – профессор в Германии, химик. Юра Липницкий – в Израиле и, кажется, неутомимо строит свои бизнесы развлечений (надо всё-таки встретиться, когда Израиль откроется).
Я работаю 30 лет и все 30 лет наблюдаю исход менеджеров и бизнесменов. В 90е ручеек был тонким – больше по счастливой случайности или замуж. В нулевые в Россию ехало намного больше русскоязычных потомков эмигрантов, чем ехало из России эмигрантов новых. В десятые потомков старых эмигрантов почти всех сдуло обратно, а поток эмигрантов новых стал похож на сход лавины. 99% уезжали не потому, что что-то натворили. 50% уезжали не потому, что были оппозиционерами.
Мы с женой всегда радовались тому, как много у нас друзей. 20 лет назад на мысль об отъезде главный ответ был «ты что, а как же наши друзья?». Потом «ты что, у нас здесь всё еще много друзей». Сегодня у нас в России еще есть две-три семьи друзей; у одних дети уезжают (и с нами советуются), другие сами думают уехать (у детей гражданство США уже есть), но всё не решатся; третьи никуда не поедут, но там особый случай: Таруса, православие, корни – внутренняя эмиграция по полной. Еще одни сдались (слишком стары), но продав бабушкину квартиру отправили ребенка в Канаду – поучилась, вышла замуж, осталась, не приезжает. Наши друзья, наши партнеры по шашлыкам, дням рождения, Новым Годам на нашей даче, поездкам на море, по горю и по радости – в Нью-Йорке, в Бостоне, в Майами, в Тель-Авиве, в Иерусалиме, в Маале-Адумим, в Берлине, во Франкфурте, в Дюссельдорфе, на Кипре, в Таллине, в Риге, в Париже, в Амстердаме, под Барселоной, в Тоскане, в Риме, в Киеве, и конечно в Лондоне, в Лондоне, в Лондоне. Среди них врачи, психотерапевты, биологи, программисты, литераторы, переводчики, финансисты, математики, физики, химики, социологи, банкиры, искусствоведы, художники, конструкторы…
Моя сестра с мужем живет во Франкфурте – она врач. Мои дети живут в Израиле и Великобритании – они врачи и ученые. Брат моей жены со своей женой живут в Париже – он переводчик и поэт, она – социолог, работающий в Сорбонне. Их дети считают Париж родным городом: «Мы Москву не помним».
Я был свидетелем короткой дискуссии (дело было лет 5 назад). Один иностранец (он потом уехал из России) сказал: «The country is bleeding». Оппонент (он не уехал, но много времени проводит у себя на вилле в Северной Италии в перерывах между важной работой в России) парировал: «It’s just pus oozing».
Цель этого поста не в том, чтобы занять позицию, тем более что я уехал. Скорее – я хочу спровоцировать дискуссию: кто из них прав?
И ещё – совсем личное: почему я уехал (помимо эстетических разногласий с властью?).
Да, в России можно травить новичком оппонентов и убивать их из пистолета перед Кремлем; можно сажать бизнесменов чтобы отобрать бизнес; можно осуждать по ложным обвинениям для выполнения плана органами; можно обрекать на смерть больных сирот чтобы насолить «Западу» в ответ на их недовольство убийством юриста, раскрывшего схему преступного похищения денег силовиками; можно фальсифицировать выборы или просто не допускать до них кого угодно, цинично заявляя что «документы не так оформлены»; можно запрещать мирные митинги, избивать и сажать участников; можно врать в статистике так, что уже непонятно, где искать реальность; можно наклеивать статус «иноагента» на всех, кто не согласен получать разнарядки, и требовать, как от евреев в 30е в Германии, чтобы «иноагенты» носили эту наклейку; ученые давно уже нужны только как кандидаты в обвиняемые по уголовным делам о «государственной измене», а реальные научные разработки радостно заменяются мультфильмами, и можно и то и другое. Можно, можно, можно. И в сущности – какая моя печаль? Это же не я – оппозиционер, сирота, владелец активов, лесбиянка, участник митинга, иноагент или физик, занятый гиперзвуком.
Мне вполне комфортно было в Москве и нельзя сказать, что у меня нет ностальгических воспоминаний сейчас (да и по-русски я люблю говорить, как вы, наверное, чувствуете). Я не врач, чтобы уезжать туда, где нормально можно работать в клинике, не ученый, чтобы ехать туда, где современное оборудование, коллеги и возможность достойно получать, не учитель, чтобы бежать от необходимости нести детям злобную и лживую пропаганду, я не отношусь к меньшинствам, чтобы бояться местных шовинистов с покатыми лбами и широкой челюстью, я не страдаю от нищеты и инвалидности, чтобы искать социального государства и инклюзивности, мне всё равно, чей Крым (как всё равно, чья Рязань – я вообще считаю что важен не цвет флага, а как люди живут).
Так почему я уехал? А потому что, если можно всё вышеописанное, значит можно вообще всё. Не бывает безнаказанности а-ля-карт, как не бывает коррупции в меру, мракобесия в рамках разумного или небольшой глупости. А если можно вообще всё, то мои риски ничем не меньше рисков физиков, оппозиционеров, бизнесменов или гомосексуалистов – просто снаряды, которые летят куда бог на душу положит, пока случайно ложатся в стороне. И шансов, что они там так и будут кучно ложиться, очень мало: оппозицию уже почти повывели; СМИ легко повывести за год-два; бизнесменов под посадку при таких темпах хватит лет на 5, не больше, потом останутся либо только неприкасаемые из центра, либо плотно крышуемые на местах; больных сирот всегда будет, но от них никакого гешефта, как впрочем и от физиков – только возня одна, да и их не останется через лет 10 такими темпами; террористов конечно можно всегда назначить, и проще их делать из молодых с горящими глазами, чем из старика-финансиста, но террорист – товар штучный, на всё увеличивающуюся армию силовиков сколько ни создавай, не хватит. Нужны, ох нужны будут новые группы, классы, сословия – чтобы заработать, чтобы улучшить жилищные условия, чтобы оправдать новые штатные единицы, рост окладов и премии, чтобы поддержать у обитателей красной крепости чувство опасности, да просто чтобы позабавиться и поглумиться.
Так вот мой второй вопрос: я не прав? А если прав – почему столько людей этого не понимает?

UPD. Это процитированный из ФБ текст, и далеко не со всеми его положениями я согласен — но с большинством таки согласен.




[identity profile] ordinaryjoe1.livejournal.com 2021-08-22 10:56 pm (UTC)(link)
на рашку то насрать, чем хуже тем лучше. Но, я лично знаю людей которые с похожей мотивацией ебанули с Украины.

текст я еще утром в ленте зочитал, да, потому быстро ответил
Edited 2021-08-22 23:57 (UTC)

[identity profile] aaa1972.livejournal.com 2021-08-22 10:56 pm (UTC)(link)
ничего плохого в том, что уезжают нет.
плохо, что не возвращаются обратно.
после 73 лет советского сумрака в любом случае пришлось бы создавать условия, при которых наиболее умные и пассионарные смогли бы набраться опыта в цивилизованных странах.
нельзя вариться в здешнем постсоветском бульоне, здесь ничего нового не наваришь...
к нашим за рубежом неплохо было бы добавить белых европейцев, приезжающих в РФ. Но на такое ума у нашей гбэшной власти точно не хватит, у них план по шпионам.
Edited 2021-08-22 22:57 (UTC)

[identity profile] govorilkin.livejournal.com 2021-08-22 11:00 pm (UTC)(link)
это не интеллигенция — это говно
перечисли он реальные проблемы (а найти их не проблема), я бы сказал, что молодец, раз уехал, но когда человек, позиционирующий себя интеллигентом, начинает транслировать пропагандонские клише про новичка и убийства перед Кремлем, становится видно, что вместо мозга у него хлебушек и чтобы найти с мудака с покатым лбом и широкой челюстью, ему достаточно глянуть в зеркало
(deleted comment) (Show 7 comments)

[identity profile] wombatik.livejournal.com 2021-08-22 11:15 pm (UTC)(link)
"можно обрекать на смерть больных сирот чтобы насолить «Западу» в ответ на их недовольство убийством юриста, раскрывшего схему преступного похищения денег силовиками"

[identity profile] mainstream-zp.livejournal.com 2021-08-22 11:19 pm (UTC)(link)
"мне всё равно, чей Крым"

Этот либерал сломался. Несите нового

[identity profile] enki-clever.livejournal.com 2021-08-22 11:46 pm (UTC)(link)
С научной точки зрения всё просто.
Советская зона разделения труда, с одной стороны, была на порядок меньше западной (а значит люди на порядок беднее, а наука на порядок отсталая, особенно в прикладной части), но Россия была метрополией в этой системе, и в ней концентрировались мозги.
После того как Россия вошла в глобальный проект она из локального научного лидера перешла в ранг сырьевого придатка.
Если в СССР самые умные из периферийных республик стремились в Москву, то теперь умные уже из Москвы стремятся на Запад.
Это естественный процесс. В России остаются грузчики, водители, охранники, продавцы...
Разрушение СССР приостановилось после роста цен на нефть, но скоро оно продолжится. Россия продолжит распадаться.
Делать тут нечего, если вы не авантюрист и не готовы рисковать как братки в 90-е.

[identity profile] pupirikin.livejournal.com 2021-08-23 12:05 am (UTC)(link)
А уж как из Беларуси повалили... Мне кажется, что для власти это не проблема. Наоборот ей проще, чтобы эти нелояльные свалили и не мешали им баблишко рубить

[identity profile] employee10.livejournal.com 2021-08-23 12:05 am (UTC)(link)
Чем потрясла?

[identity profile] john-jack.livejournal.com 2021-08-23 12:28 am (UTC)(link)
У меня есть чувство, что это намеренная часть общего плана: разрушить производственный потенциал быв. России, заодно вывозя ценности. Чтобы эта земля окончательно превратилась в страну-грядку и больше никогда никому не могла составить альтернативу. Никакого хитрого заговора для этого не нужно, достаточно не мешать клептократии быть клептократией. Тогда она и создаст невыносимые условия для созидательной деятельности внутри страны, и продаст что угодно за копейки.

[identity profile] shamaner.livejournal.com 2021-08-23 01:23 am (UTC)(link)
дежавю какое-то

[identity profile] volcohara.livejournal.com 2021-08-23 01:46 am (UTC)(link)
"Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно"

А если при этом еще и хорошо получается, так вообще отлично. А уж у кого где получается, это обычно личное. Но если с мозгами, то штаты лучше, в штатах хоть и незапросто, но за мозги таки платят

Хотя, возможно, все это уже ненадолго.

[identity profile] anivalmol.livejournal.com 2021-08-23 02:18 am (UTC)(link)

Занятны рассуждения американцев о засилии силовиков в РФ на фоне общей численности силовых ведомств США в уму непостижимые 3.6 млн чл.
Это соответствует численности РККА советско-германском фронте 22.06.41 года.
Охрана правопорядка!

Edited 2021-08-23 02:18 (UTC)

[identity profile] darius-beawood.livejournal.com 2021-08-23 02:34 am (UTC)(link)
Причины в все верно описали и они были и раньше в России и сейчас остались.
У Россити никогда не было будущего, только прозябание и мрак. Ни одного светлого места в истории, может быть толькоза исключением времен Горбачева-Ельцина, которые смогли разрушить эту раковую опухоль на теле планеты под названием СССР, но все венрнулось на крги своя при гопнике из питерской подворотни Путине и его чекистах.

[identity profile] ak2010o.livejournal.com 2021-08-23 02:39 am (UTC)(link)
А что вас потрясло если не секрет?

Примажоренный советский мудак низового звена сумел хапнуть и свалить. Повезло. Но все хорошее проходит. Сейчас издает стоны все о себе любимом, какой он хороший но невостребованный. Дайте денег. Больше я там ничего не прочитал, но я не в теме, давно там не был.

[identity profile] hroniki-paisano.livejournal.com 2021-08-23 02:43 am (UTC)(link)
люди вообще последнее время много ездят. Аршавин в Лондон, Халк в Питер. Овечкин в Вашингтон, Боб Хартли в Омск. это говорит не о Лондоне и не о Питере, а о конкретной жизненной ситуации конкретного человека

поколение рожденных в 1970-1985 травмировано распадом СССР и 90ыми, плюс получило в наследство совесткий миф о Западе, описанный Юрчаком. среди этого поколения кто может, тот часто уезжает

более молодые уже по ситуации, есть интересные деловые предложения - почему бы не поехать. а если нет — то ну его нафиг, у меня есть немало знакомых, забивших на свою гринку или какой еще ВНЖ.

хотя проблема с ксенопатриотизмом российской элиты и с тем, что чуть человек с дипломом - так сразу у него экзистенциальный конфликт с родными просторами, тянется в России еще с 19ого века

впрочем, по другую сторону океана она тоже есть, достаточно почитать Stuff White people like
https://stuffwhitepeoplelike.com/2008/02/24/75-threatening-to-move-to-canada/

[identity profile] feogrek.livejournal.com 2021-08-23 02:52 am (UTC)(link)
> Так почему я уехал?

А что, есть хоть кто-то, кого это всерьез волновало бы?
Уехал и уехал.

Долбойобами уехавших начинают считать тогда, когда они начинают (хотя их никто об этом не спрашивает) объяснять и обосновывать причины своего отъезда, выливая говна ушаты на бывшую Родину и думая, что это придаст охуенной убедительности их попыткам представить банальное "съебался туда, где выше зарплаты и в магазинах наряднее" высокодуховным "я уехал от демонических несправедливостей".

Хотя чего стесняться-то своей меркантильности, как будто это плохое что-то.
Но нет.
Всё бессребрениками себя выставить хотят и страдальцами.
За что и презираемы.

А вовсе не за то, что уехали.

[identity profile] elenask2015.livejournal.com 2021-08-23 02:54 am (UTC)(link)
Я не читала постов в фб, потому не переживаю.
Настоящая интеллигенция всегда остается на родине.
Ну это чтобы переживания уменьшить.

Те кто уезжает, делают это только по одной причине — ищут лучшей жизни для СЕБЯ.
Я ни разу не осуждаю, всяк имеет сейчас право уехать, остаться и жить так, как считает нужным.

[identity profile] izgar1.livejournal.com 2021-08-23 03:11 am (UTC)(link)
Беда не в том что уезжают...
Беда в том что русский народ им как всегда должен и конечно он в очередной раз не тот и не достоин.
Почему в америке есть американский физик, во франции есть французкий химик, а в России есть интеллигенция?
Почему нет американской или французкой?
И почему их народ им не должен? Какая разница куда они уезжают! Только в России это вечный вопрос и высосан он из пальца, отнюдь не народом.

[identity profile] 36rusvoronezh.livejournal.com 2021-08-23 03:13 am (UTC)(link)
Набор субъективных клеше и обвинений из методички.
фальсифицировать выборы — расскажи это трампу)))
Это вода более мокрая, чем та. Что-то в этом роде. манкуртня

[identity profile] zasypich.livejournal.com 2021-08-23 03:31 am (UTC)(link)
Не с чем спорить.

[identity profile] katarsispohmel.livejournal.com 2021-08-23 03:32 am (UTC)(link)
Не надо развозить сопли на двадцать простыней.
Вы все уехали за жирной колбасой, колбасные эмигранты Вы.
Рыба ищет где глубже а колбасный эмигрант где анусу тепло, где тепло там и Родина.
И это ни плохо, ни хорошо, это свобода выбора личности.

Россия идёт по своему пути государственного развития, шатко, валко.
Ещё каких то тридцать лет назад по улицам Москвы бегали бандиты с гранатомётами.
И если отдельному человеку представилась возможность улучшить своё материальное положение и он сделал такой выбор, то что ж теперь.
Да где то выше уровень государственного развития и в связи с этим выше все остальные уровни, благосостояния, реализации…
Я рад за вас что у вас всё хорошо а станет плохо, гражданская война какая в США или природный катаклизм, так вы тут же найдёте своей жопе приют в другом месте.
Это всё понятно.
А сопли развозить не надо.

[identity profile] ч ч (from livejournal.com) 2021-08-23 03:39 am (UTC)(link)
В абзаце про эмиграцию на "Киеве" я запнулась...
Это какая-то неправильная эмиграция. А это точно была эмиграция?

[identity profile] naina555.livejournal.com 2021-08-23 03:49 am (UTC)(link)
Image

Page 1 of 6